Современный человек то и дело оказывается в ситуациях,
которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Он
бывает за границей, вступает в деловые и личные отношения; посещает
дипломатические приемы, презентации и вернисажи; он ведет образ жизни,
который побуждает его налаживать контакты с людьми, говорящими на иных
языках и связанных с далекими, подчас экзотическими культурами. Все это
предъявляет новые требования к его поведению и внешнему виду, к его
языку и культурному кругозору.
Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых
так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет
имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того
или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую
очередь обусловлена специфической ситуацией. Этикетные ситуации могут
быть связаны или с повседневным общением, или с праздничными событиями,
совершением определенных ритуалов, или с особыми обстоятельствами
наподобие приема гостя или званого ужина.
Слово «этикет» заимствовано из французского языка, в котором имеет два
значения: 1) «ярлык», «этикетка», «надпись» и 2) «церемониал», «этикет».
В свою очередь оно заимствовано из голландского, в переводе с которого
означает «колышек», «шпенек», а первоначально обозначало колышек, к
которому привязывалась бумажка с названием товара, позднее — и сама
бумажка с надписью. На основе значения «надпись» развилось более узкое
значение — «записка с обозначением последовательности протекания
церемониальных действий» и далее — «церемониал». Еще в начале 20 века
слово «этикет» имело значение в русском языке «ярлык, наклеиваемый на
бутылки и обертки товаров, с обозначением названия фирмы, торговца и
производителя», однако закрепилось с этим значением все же слово
«этикетка». Слова «этика» и «этикет» воспринимаются нами как близкие по
своему значению, однако исторически они восходят к разным языкам (слово
«этика» заимствовано из латыни), и сблизились друг с другом сравнительно
недавно.
Ученые выделяют четыре основных подсистемы этикета:
· речевой, или вербальный этикет.
Речевой этикет регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства,
поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы,
приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования,
комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру
разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу;
· мимика и жесты.
Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания,
согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную
окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную.
Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики,
улыбки, направления взгляда;
· организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).
Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в
пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между
ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за
столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации;
· этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).
К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.
|
|